Jan. 5th, 2009

ignaty_l: (Default)
"Слово ваше всегда в благодати, приправлено солью, чтобы вы знали, как отвечать каждому" - ну примерно так.
Благодать значит должна иметь острую форму выражения. Не мла- мла- мла, как у какаго нить Ефремия Каутского + или Евчича +, откроешь и тошнит от пресного, а вот Павел - умел засаливать, Григорий Богослов умел, еще были отцы - сыпали на рану, а так в основном сахарная пудра.
Скучища.

ignaty_l: (Default)

Продолжу со вчерашнего..

Получается что? – А то получается, что оболочка Церкви – она Церковь торжествующая, а содержания в этом нет. Все, мне кажется, это понимают, что вот такая форма начисто лишает церковь мобильности, и в итоге – апостольства. Апостольство сводится к очень простой задаче – сохранить архиереев, в мозгах которых все православно. Пусть грешат, сволочи, но лишь бы не страшным грехом ереси и раскола.  «Без епископа нет Церкви», «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Общее решение только этих двух уравнений ведь понятно, да? Но таких уравнений очень много. Их общее решение – Церковь может быть только такой, какая она есть.  И это никакая не «логическая ошибка». Это намеренная работа на строительство неподвижной конструкции, способной выживать только в определенных тепличных условиях. Она и построена такая, и торжествует по отмашке государства.

Народ вписывает ее в свою культуру, и именно простой народ по настоящему оживляет эту безжизненную почти машину. Народу очень не нравится, когда его немотивированно заставляют креститься другим набором пальцев, давая «подлинное христианство».  Это чуждо, не культурно и богомерзко. Уверенно довольно скажу, что деревенская бабка понимает в христианстве больше, чем выбираемые сейчас в патриарха епископы. Это моя культура, мой непрыткий быт, моя аура. Это мое тепло, моя жизнь. А у епископов это работа такая. Не впускать в свои мозги ересь и раскол. Тяжкий труд.

Почему чудотворят с народом вот такие простоватые люди как Иоанн Кронштадский? Потому что  у него христианства завались? Да фик там. Как раз потому что его христианство такое же полуязыческое, как и у народа. Потому что он в струе народной воли, веры. Его вариант госрелигии равен  народной религии и вере. Он такой же лапоть,  но безгрешный.  Он – ответ на запрос. Это энтилегенция решила наделать себе святых в 19- 20 веке, с которыми сейчас мы все и маемся. Брянчанинов, Затворник, все Оптинские, Саровский – это святые совершенно иного покроя. Народ их вообще не понимает, как бы их не навязывали.  Умники хреновы. Ну может быть в Козельске их чтут, но в деревне икону Брянчанинова в красном углу не сыскать. Кстати, и Саровского - тоже.  Образ то – пугающий, хоть и почти народный.  И массовых исцелений народ за ним не припомнит.

Продолжу потом…

ignaty_l: (Default)

Вотасюда – добавлю немного…

Главное в такой схеме, «терпения ради спасения», что она позволяет «грешить неблудными» и прочими не самыми страшными грехами - вполне легально, но с некоторой имитируемой опаской.

 Заниматься прохиндейством, «пока не шарахнуло».

«Шарахнуло» - значит видимый знак что «Бог наказал», начальство недовольно.

Не случайно эта схема так удобно заточена под господствующие классы и ими защищаема.

Если у крестьянина корова сдохла - он согрешил мыслями на барина, против барина, против власти, или еще что – не важно.

А если у барина дела идут отлично – значит «бог благоволит».

Ну мож по грехам проиграл в карты пол имения, но это же и «наказание».

Адекватное – да.

Или еще какой убыток понес в делах.

Но убыток и есть «наказание» «за грех».

Скорей всего за кокой нить блудный, как всегда, а не за то, что разорил соседа.

Разорение соседа это легальный гешефт, а блудный – персоналка, Церковью объясняемая  как «самый жуткий грех».

То есть Церковь совершенно спокойно научила людей относиться к грехам против ближнего, просто тем фактом, что «персоналку» ткнула на первое место.

Ну не могу я не наипать, пока не достик совершенства. Что поделаешь. Я перестану жульничать, пройдя все стадии роста: 1) научусь умной молитве… – вот тут на этой фазе можно и застрять  на всю оставшуюся – оч удобно, «мы не святые», и всю жись печалиться, что не достик. Нету пока настоящей любви, не могу еще пока не наипать, но стараюсь, стараюсь…  двигаюсь ко второй фазе стяжания мирного духа…

ignaty_l: (Default)
[livejournal.com profile] davlatov просто и понятно выразил суть того напряга, которым маются православные, не находя себе покоя ни днем, ни ночью, пытаясь "стяжать" совершенно доступное любому средство:

Что такое "умная молитва"?

Человек Античности молился только вслух. Часто этому сопутствовала специальная поза. "Тайные" молитвы читались тоже вслух, но в уединенных местах. Греку или римлянину было невозможно молиться про себя. Его учили противоположному - взывать молитвенным воплем к Небу.
Человек Античности читал только вслух. По крайней мере бормотал, что бы не мешать другим, но только вслух. Мы не знаем точно когда чтение переключилось на внутреннюю вербализацию. Специалисты говорят, что в раннем средневековье. Сегодня внутреннюю вербализацию используют лишь дети. Или взрослые, но только при письме. Мы не проговариваем прочитанное про себя, разве что если текст сложный или иностранный…
Иисус велел молится за закрытыми дверями, сделать молитву таинством. Очень скоро стало ясно, что и в церковном собрании, ни в монастырской жизни индивидуальная молитва вслух помеха. Это была революция переключить тип чтения на внутреннюю вербализацию и монахи активно осваивали новую психотехнику, обеспечивая общее и такое долгожданное безмолвие. Переход к чтению и молитве "про себя" был, видимо, более грандиозным процессом, чем появление компьютеров. Не случайно появился пласт литературы "Умная молитва для чайников".
В золотой век Византии древние книжки были извлечены из пыли и включены в Канон святоотеческой литературы отцами, вроде Симеона или Саввы. Так технические инствукции по молитве стали благочестивым священнодейством. Но никогда не имели популярности! Периодически отцы возмущались тому, насколько мало монахов знакова с умным деланием: единицы даже на Св. Горе помнили это странное учение.
Спустя еще толетия кто-то сного извлек пару затрепанных инструкций для пользователей и приступил к фантастической задаче: научить людей, давно читающих в уме, тому, что они умеют! Это очень сложная задача - научиться тому, что ты используешь бессознательно!
Интересно, к чему приведет сакрализация какого-нибудь справочника по Windiws через 1000 лет, когда даже название этой операционной системы изгладиться из памяти человечества?


от себя еще немного добавлю, что умение ребенка говорить "понарошку" с воображаемым собеседником - и есть та самая "невидимая связь", которую можно закреплять в уме очень прочно.
собеседник объективируется в таком внутреннем диалоге почти всегда, как правило, в качестве слушателя, редкого вопрошателя, с которым делятся самым сокровенным, спорят, доказывают.
пытаться добиться этого технически - ну пусть монахи окружающих их дев убеждают что они это делают.
все что они делают перебиранием четок - это нельзя назвать даже мнемотехникой, поскольку запоминать тут нечего, тект крайне несодержателен.
реально любая молитва, хоть Иисусова, хоть псалтирь, может "пойти" при наличии этого внутреннего желания высказаться, но никак не бестолковым бормотанием.
"мя грешнаго" - это смешно.
не видно по их мордам, что и впрямь они все это хоть сколько переживают и хотят это раскрыть и выбросить.
ужасть- ужасть, говорит тут забредший шатобриан, но хоть бы себе не врал, не прикидывался дурачком молитвенным.
ну и т.д.


Page generated Sep. 5th, 2025 05:38 am
Powered by Dreamwidth Studios